Инновации
Инновации в преподавании внутренних болезней: проведение предметных олимпиад по внутренним болезням для студентов 5, 6 курсов лечебного факультета, ординаторов.
Проведение предметных олимпиад по клиническим дисциплинам на протяжении многих лет осуществлялось в российской и советской медицинской высшей школе, в определенной степени продолжая традицию школьных предметных олимпиад. С 2007 года кафедра госпитальной терапии по инициативе студенческого научного общества и всесторонней поддержке руководства медицинского университета возобновила проведение внутривузовских олимпиад по внутренним болезням для студентов 5 и 6 курсов.
Олимпиада по внутренним болезням проводится для студентов 5 и 6 курсов одновременно и состоит из 5 конкурсов: „Выдающиеся деятели отечественной терапии“, „Решение клинических ситуационных задач“, „Видеоряд с распознаванием и объяснением симптомов“, „Соответствие симптомов и ситуаций“, „Культура и медицина“. В каждом из них содержится от 3 до 10 конкурсных заданий. Каждое задание имеет временные ограничения в соответствии с уровнем сложности. Вопросы профессиональных конкурсов позволяют выявить степень владения студентами профессиональными компетенциями. Эти конкурсы посвящены основным врачебным навыкам: распознавание и объяснение симптомов, диагностические предположения, оценка лабораторно-инструментальных данных, планирование дополнительного обследования, формулировка диагностического заключения и критериев диагноза, дифференциальная диагностика, лечение и тактика ведения пациента. При формулировке заданий допускается как выбор правильного ответа из нескольких вариантов, так и самостоятельно сформулированное заключение. Вопросы гуманитарных конкурсов предполагают определенный уровень исторической и художественной культуры будущего врача, а иногда способность к нестандартному мышлению, логике.
С
Конференция ординаторов — терапевтов „Клиническая ординатура — шаг к совершенству“
Изложение перед профессиональной аудиторией собственных результатов врачебной деятельности - одна из максимально эффективных форм учебно-исследовательской работы в клинической ординатуре, соответствующая клинической форме дипломной работы.
С 2001 года кафедра госпитальной терапии ежегодно (25 января, в традиционный российский праздник студентов и университетов) проводит клиническую конференцию ординаторов-терапевтов, на которой участники представляют собственный опыт ведения (диагностики, дифференциальной диагностики, лечения) пациента. В отличие от традиционных конференций молодых ученых, где в основном представлен опыт научных исследований, данная конференция имеет практическую направленность - доклады представляют собой клинические демонстрации пациентов, к ведению и обследованию которых авторы сообщений имели непосредственное отношение. В отборе пациентов, подготовке доклада осуществляется основной принцип, сформулированный в традициях отечественной терапевтической школы: „Каждый больной - маленькое самостоятельное научное исследование“.
В работе конференции, а также в олимпиаде участвуют ординаторы не только кафедры госпитальной терапии, но и других кафедр университета. В настоящее время и олимпиада, и конференция приобрели статус университетских мероприятий.
На начальном этапе обучения (с началом первого учебного года) каждому ординатору формулируется задача участия в конференции и сроки исполнения. Будущему участнику конференции предстоит самостоятельно или с помощью куратора выбрать соответствующий клинический случай, получить определенный опыт стационарного ведения данного пациента. Следующим этапом является подготовка презентации сообщения, выбор иллюстративного материала. Содержание и выводы формируются ординатором самостоятельно, хотя предполагается обсуждение с преподавателем.
Выступление ординатора на конференции представляет собой защиту проекта, в котором пациент представлен в виде самостоятельной клинической проблемы, с обязательным обсуждением, комментариями экспертов, ответами на вопросы.
Лучшие выступления и победители олимпиады отмечаются призами и бонусными баллами рейтинга по дисциплине.