Учебный процесс

      На кафедре госпитальной терапии лечебного факультета ведется обучение студентов 5 и 6 курсов по дисциплине „Внутренние болезни“, интернов по терапии и клинических ординаторов по терапии, ревматологии, нефрологии, кардиологии.

Осмотр больной ассистентом В. В. Фронтасьевой и студентами 6 курса лечебного факультета.

Содержание и организация учебного процесса

Основную задачу в подготовке будущих врачей кафедра видит в формировании у студентов профессиональных компетенций: практических умений, знаний, а также навыков социального поведения, позволяющих верно поставить диагноз и квалифицированно оказать помощь своим будущим пациентам. Учебный процесс на всех курсах, в особенности на выпускном курсе, максимально приближен к практике.

На каждом занятии студенты решают ситуационные задачи, каждая из которых представляет собой фрагмент подлинной истории болезни. Участвуя в клинических разборах и самостоятельно работая с пациентами, будущие врачи имеют возможность проследить их судьбу за период пребывания в стационаре, участвовать в решении диагностических и лечебных задач. Написание академической истории болезни, обязательное для всех клинических дисциплин, осуществляется студентами на специальных бланках, полностью соответствующих общепринятой медицинской документации.

В учебном процессе используются возможности двух клинических баз, каждая из которых по-своему уникальна. В терапевтическом и кардиологическом отделениях 1-ой городской клинической больницы студенты имеют возможность познакомиться с самыми распространенными формами внутренней патологии, приводящих к госпитализации — заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной системы, приобрести бесценный опыт оказания неотложной помощи. Студенты закрепляют его во время ночных дежурств в стационаре и во время летней производственной практики. В специализированных отделениях терапевтического профиля областной клинической больницы реализуются возможности диагностики и лечения больных с различными формами патологии, включая заболевания почек, суставов, соединительной ткани, эндокринной системы и др. Ответственная роль областного стационара, концентрирующего пациентов со сложными в диагностическом отношении формами патологии, способствует обучению выпускников навыкам дифференциальной диагностики, что является основой учебного процесса на 6 курсе. Обязательным для всех студентов является посещение отделений гемодиализа, инструментальных методов обследования, самостоятельное проведение некоторых из них (пикфлоуметрия, пульсоксиметрия), определение показаний к их проведению и трактовка полученных результатов.

Самостоятельная работа в процессе подготовки к практическим занятиям

  1.     Обязательным для студентов является использование лекций, читаемых сотрудниками кафедры (тезисное изложение лекционного курса имеется на электронно-образовательном портале).

    2.      Необходимо использовать обязательную учебную литературу (перечень обязательной и дополнительной литературы указан в методических разработках и в приложении к рабочим программам на электронно-образовательном портале).

    3.      На кафедре изданы учебные и учебно-методические пособия (электронные версии в формате pdf имеются в виде электронных образовательных ресурсов на образовательном портале СГМУ).

    4.      Формой контролируемой самостоятельной деятельности студентов на 5 курсе является эпикриз курируемого пациента (IX семестр) и история болезни (X семестр). Срок подачи эпикриза 5-ый день от начала цикла, истории болезни - 5–7-ой день. Схема учебной истории болезни имеется на образовательном портале.

    Оценка текущей успеваемости студентов

         На кафедре в полном объеме внедрены балльно-рейтинговая и модульно-рейтинговая системы. Подробнее об использовании рейтинга на кафедре можно узнать, ознакомившись с соответствующими методическими рекомендациями (элемент электронной версии УМК по внутренним болезням).

    Организация итоговых занятий

         Готовность к практической деятельности будущих врачей проверяется и на итоговых занятиях, аттестации по практическим умениям у выпускников, во время междисциплинарного государственного экзамена. Обязательным компонентом оценки подготовки студентов является оценка практической подготовки. Экзамен для студентов пятого курса осуществляется в форме решения клинических проблемных ситуаций: контроль усвоения врачебных умений при решении ситуационных задач. Обязательным является владение дополнительными методами обследования: на экзамене предлагается трактовка ЭКГ, результатов лабораторных и инструментальных обследований.

    Аттестация по внутренним болезням на 6 курсе полностью проходит у постели больного: будущий врач должен продемонстрировать свою способность к самостоятельной диагностике патологии внутренних органов, планированию дополнительного обследования, трактовке результатов дополнительной медицинской информации, к назначению терапии с учетом индивидуальных особенностей конкретного пациента.

    В экзаменационной и итоговой оценке по дисциплине используются рейтинговые технологии. Оценка по дисциплине на 60 % определяется текущей успеваемостью и на 40 % - экзаменационным результатом (подробнее представлено на образовательном портале).

    Элективные курсы

    На кафедре для студентов 6 курса лечебного факультета преподаются два элективных курса: введение в нефрологию и введение в ревматологию. По элективным курсам предусмотрены практические занятия и лекции (краткие версии лекционных курсов размещены на образовательном портале). Завершающее практическое занятие является итоговым по элективному курсу, после которого успешно выполнившие программу студенты получают зачет (7 семестр). Включение в программу элективных курсов основ нефрологии и ревматологии связано с  возрастающей ролью патологии почек и заболеваний соединительной ткани и суставов в медицинской практике.  Для преподавания элективных курсов преподавателями используется огромный фактический материал, полученный при обследовании и лечении пациентов нефрологического и ревматологического отделений: фотографии отдельных симптомов, рентгенограммы, ультрасонограммы в виде мультимедийной презентации и др. На занятиях используются формы интерактивного преподавания, решение проблемных ситуационных задач.

    Олимпиада по дисциплине „Внутренние болезни“

    Олимпиады по внутренним болезням проводятся на кафедре с 2007 года. Конкурсные задания включают вопросы по истории медицины, в особенности, терапии, ситуационные задачи по различным разделам внутренних болезней, видеоряд, а также вопросы, связывающие медицину с различными областями культуры и искусства.

Победители и призеры олимпиады награждаются грамотами ректора СГМУ. Результаты, показанные на олимпиаде, учитываются в качестве бонусных баллов рейтинга по дисциплине. При решении вопроса об освобождении от экзамена на основании высокой текущей успеваемости по внутренним болезням успешное участие в олимпиаде обязательно.

Из студентов, показавших лучшие результаты на внутривузовской олимпиаде, формируется команда студентов СГМУ для участия в Российской Олимпиаде по внутренним болезням в Москве „Золотой стетоскоп“.